Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Михайловский театр

Не рискуйте здоровьем даже ради высокого искусства — оставайтесь дома и смотрите спектакли в режиме онлайн. Например, на сайте Большого театра — активную ссылку найдёте в блоке с контактами. А в Михайловский сходите потом.

  • Парадный Петербург
  • Театр
  • BEST-30
  • Балет
  • 0+

Кому здесь понравится

Тем, кто хочет побывать в классическом императорском театре. Тем, кто готов увидеть классику в современной трактовке. Тем, кому хочется немного побыть франтом и выгулять свой лучший наряд.

Самое главное

Самый светский музыкальный театр Петербурга может испугать неискушённого зрителя некоторой помпезностью, но упрекать его в этом было бы несправедливо. Ведь со дня основания театра на этой сцене блистали легенды театрального мира, а среди гостей значились самые выдающиеся лица Петербурга от Александра Пушкина до Петра Ильича Чайковского. Сохраняя верность традициям, Михайловский театр открыт экспериментам. Поэтому каждый год на ряду с нестареющей классикой в репертуаре появляются авангардные постановки, которые провоцируют жаркие дискуссии среди зрителей и критиков. Первые спектакли прошли на сцене театра в 1833 году. На этой сцене выступали именитые гастролёры из Европы, в том числе оркестр под управлением Иоганна Штрауса, труппа Сары Бернар, а также отечественные звёзды — Матильда Кшесинская, Фёдор Шаляпин и другие. С 1930-х Михайловский театр получил неофициальный статус «лаборатории советской оперы». В 50-е главную роль в жизни Михайловского стали играть дирижёры. За пультом Михайловского стояли Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг. Сегодня на сцене театра чередуются классические и авангардные постановки. Художественный руководитель — Владимир Кехман.

Историческая справка

Архитектурный проект нового театра доверили Александру Брюллову, большому знатоку искусства и старшему брату знаменитого художника Карла Брюллова. Его задачей было вписать здание в ансамбль Площади искусств, заимствуя детали оформления её доминанты — Михайловского дворца. В результате получилась волшебная шкатулка. За классическим фасадом прячется императорский театр во всём своём блеске — с позолоченной лепниной, бархатными ложами, фресками и хрусталём. Снаружи всю эту роскошь выдаёт лишь купол над зрительным залом. Первые спектакли прошли на сцене театра в 1833 году. Михайловский театр практически сразу стал точкой притяжения для петербургского света. На этой сцене выступали именитые гастролёры из Европы, в том числе маэстро Иоганн Штраус. После революции путь иностранным артистам был закрыт, поэтому театр начал набирать собственную труппу. С 1930-х Михайловский театр стал одним из лидеров в стране, получив неофициальный статус «лаборатории советской оперы». Именно здесь поставили знаменитые спектакли «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Дмитрия Шостаковича, новаторскую оперу Всеволода Мейерхольда «Пиковая дама», а также «Войну и мир» Сергея Прокофьева. После войны наряду с театральными режиссёрами всё большую роль стали играть известные дирижёры. За пультом Михайловского стояли Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов, Курт Зандерлинг. В годы Перестройки театр получил имя Модеста Мусоргского и сменил курс. Основную часть репертуара теперь составляли классические постановки русских композиторов: исторические опусы Мусоргского и Бородина, пушкинские сюжеты на музыку Чайковского, сказочные оперы Римского-Корсакова. В 2007 году театр в очередной раз сменил название, объединив несколько предыдущих: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени Мусоргского — Михайловский театр.

Обязательно посмотреть

На молодую звезду — Ивана Васильева. Премьер Михайловского театра не захотел оставаться в рамках традиционных балетных амплуа и теперь не только танцует главные партии, но и ставит экспериментальные балеты на радость петербургской публике. Концептуальные постановки Начо Дуато, где тот — и режиссёр, и хореограф, и автор сценографии. Здесь господствует танец, чаще всего нет сюжета, а главный режиссёрский инструмент — это образность. Если же Дуато берётся за известные либретто, то зрителей ждёт безупречная стилизация и острый психологизм. Для самых смелых — авангардные оперы Андрия Жолдака. Жолдак — это всегда радикально — сплошной символизм и метафора. Премьера «Евгения Онегина» принесла режиссёру шквал противоречивых откликов и «Золотую маску».

Как добраться

Куда дальше?