Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Мариинский театр

Основоположник оперных и балетных традиций в России.

  • Открыто
  • Парадный Петербург
  • Театр
  • BEST-30
  • Классическая музыка
  • Балет
  • Концерты
  • 0+

Самое главное

Прошлое и настоящее Мариинки связано с громкими премьерами и именами легендарных певцов, танцовщиков, композиторов, дирижёров, художников-декораторов, а также других гениев сцены. Стены театра хранят память об имперской и советской эпохах. Однако коллектив нельзя упрекнуть в ретроградном подходе: сегодня классика гармонично сосуществует на сцене с новаторством. В репертуаре — 118 оперных и 76 балетных постановок, 19 маленьких опер для детей и 12 маленьких опер для взрослых. Здание академического Мариинского театра совместно с Новой сценой и Концертным залом составляет единый комплекс.

Кому здесь понравится

Знатокам оперы. Ценителям балета. Всем, кто пока только мечтает открыть для себя эти виды искусства.

История создания

12 июля 1783 года по инициативе Екатерины Великой был создан специальный комитет по театрам, который «управлял зрелищами и музыкой». 5 октября того же года состоялось открытие нового Большого Каменного театра на Карусельной площади — именно в честь него площадь впоследствии переименовали в Театральную. Большой Каменный считается первым стационарным театром в городе на Неве и прообразом современной Мариинки. Грандиозное по форме, содержанию и оснащению здание спроектировал зодчий Антонио Ринальди. В 1802–1803 годы над внешним видом и внутренней планировкой поработал архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон. Постепенно спектакли, в которых была задействована русская оперная труппа, перенесли в Театр-цирк, что располагался напротив Большого. В 1859 году из-за пожара Театр-цирк перестал существовать. На его месте возвели новое здание. В роли главного архитектора выступил Альберто Кавос. Мариинским театр стал в честь Марии — супруги Александра II. В честь открытия 2 октября 1860 года показали «Жизнь за царя» — оперу авторства Михаила Глинки. В 1885–1886 годах — в связи с закрытием Большого театра и переносом всего репертуара на сцену Мариинки — площадку существенно расширили. Облик, привычный сегодня, театр приобрёл в ходе генеральной реконструкции 1968–1970 годов. За реализацию проекта отвечала архитектор Саломея Гельфер. Постановки, которые представлял Мариинский театр в конце XIX века и на протяжении века XX, прославили традиции русской музыкальной и балетной сцен. О «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского, «Снегурочке» Николая Римского-Корсакова, «Демоне» Антона Рубинштейна, «Орестее» Сергея Танеева и остальных операх слагали и продолжают слагать легенды. Так же, как и о балетных постановках: например, о «Жизели», «Эсмеральде», «Корсаре», «Баядерке», «Павильоне Армиды», «Шопениане». Благодаря Мариинке мир узнал о вокале Осипа Петрова, Фёдора Шаляпина, Ивана Ершова, Медеи и Николая Фигнеров, Софьи Преображенской и многих других исполнителей, которые служили в театре в разные годы. А также о мастерстве Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Вацлава Нижинского, Галины Улановой, Рудольфа Нуреева, Михаила Барышникова и других великих артистов и артисток балета.

Советский период

После прихода к власти большевиков Мариинка несколько раз меняла названия. В ноябре 1917 года — стала Государственным театром. В 1920 — Государственным академическим театром оперы и балета. В 1935 ей присвоили имя революционера Сергея Кирова. Первоначальный вариант вернулся лишь в 1992 году. Во время Второй мировой войны театр находился в эвакуации в Перми. В Ленинграде продолжил функционировать с 1944 года — тогда сезон открыли оперой Глинки, «Иваном Сусаниным». Важным творческим этапом в истории театра XX столетия считается тот, который пришёлся на управление Юрия Темирканова — с 1976 по 1988 год. Именно тогда были поставлены «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — культовые оперы на музыку Чайковского, которые идут до сих пор. С 1988 года должность главного дирижёра и художественного руководителя занимает Валерий Гергиев.

Оформление зрительного зала

В зале Мариинки обязательно обратите внимание на занавес, который представляет собой смесь аппликации и живописи по ткани и считается официальным символом театра. Узор повторяет рисунок со шлейфа платья императрицы Марии Александровны. Также рассмотрите потолок, который украшен роскошной золотой лепниной и огромной бронзовой люстрой весом 2,5 тонны. На нём изображены танцующие нимфы и амур, а по кругу — портреты двенадцати русских драматургов. Автор — венецианский живописец Козрое Дузи. За сценой находится настоящий колокол, звон которого раздаётся во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». При советской власти инструмент был снят с одной из колоколен и сброшен в Крюков канал. Позже колокол извлекли из воды и преподнесли в подарок Мариинскому театру.

Мифы и легенды

Говорят, раньше из царской ложи можно было напрямую попасть к женским гримёркам — ходом пользовались высокопоставленные гости, которые хотели поприветствовать балерин. Одним из них якобы был цесаревич Николай, который оказывал знаки внимания Матильде Кшесинской. Другая любопытная история гласит, что в 1970-х годах, когда шла реконструкция здания, была вскрыта оркестровая яма. Внутри обнаружили слой битого хрусталя. Строители не разобрались, для чего нужны осколки, и выбросили находку. Оказалось, битый хрусталь значительно улучшал акустику зала.

Новая сцена

Новая сцена общей площадью 80 тысяч квадратных метров, которую в Петербурге неофициально называют Мариинкой-2, открылась в мае 2013 года. Театр находится по соседству с академическим зданием, в доме № 34 по улице Декабристов, и имеет десять этажей, три из них — под землёй. Гордостью авторов и исполнителей проекта — канадской компании Diamond Schmitt Architects и российской фирмы КБ Випс — считается зрительный зал на 2000 мест, который создан в лучших традициях оперных театров XVIII–XIX веков. Пространство напоминает подкову с тремя балконами, что обеспечивает безупречную акустику и отличный обзор для гостей. Отдельного внимание заслуживает фойе — ониксовые стены янтарного оттенка подсвечиваются изнутри, а хрустальные люстры напоминают невесомые пузырьки, застывшие в воздухе. Стеклянные фасады и эркеры на лицевой стороне здания до сих пор вызывают оживлённые споры среди жителей Петербурга и туристов: многим не нравится, что индустриальный стиль выбивается из общего городского ансамбля XIX века. Другим же, наоборот, импонирует свежий концептуальный взгляд на город и искусство. В этом здании также разместились площадки, где проходят концерты для небольшого круга слушателей. Речь идёт о Камерных залах Прокофьева, Щедрина, Мусоргского и Фойе Стравинского.

Концертный зал

Концертный зал негласно называют Мариинкой-3, хотя открыт он раньше Новой сцены, в 2006 году, — в доме № 20 по улице Писарева. Здесь ежедневно проводятся концерты, спектакли, фестивали, тематические программы — часто при участии топовых оркестров Европы и именитых солистов. Пространство рассчитано на 1110 мест. Сцена и оркестровая яма могут трансформироваться в зависимости от программы.

Как добраться

Куда дальше?