Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Эрмитаж

Гулять по музеям можно и во время самоизоляции. Устройте виртуальный тур по главному музейному комплексу. Ссылку ищите в блоке контактов.

  • Парадный Петербург
  • BEST-30
  • Выставки художников
  • Музеи и выставки
  • Гуманитарные науки
  • 0+

Кому понравится

Тем, кто хочет изучить историю искусства наглядно. Любителям пышных дворцовых интерьеров.

Самое главное

Эрмитаж основан Екатериной II в 1764 году как закрытая императорская галерея. Главные шедевры поступили в собрание музея благодаря русским царям — они скупали полотна у европейских коллекционеров. В 1852 году Николай I открыл музей для широкой публики. В советское время коллекция Эрмитажа расширилась за счёт национализации, но лишилась 48 ценных экспонатов — их продали в США. В годы Великой Отечественной войны не пропал ни один экспонат Эрмитажа — всё благодаря самоотверженному труду музейных работников. При Екатерине коллекция Эрмитажа насчитывала три сотни картин, сегодня здесь три миллиона экспонатов. Чтобы вдумчиво осмотреть все залы, понадобится несколько лет жизни, ведь протяжённость такой арт-прогулки — не меньше 20 километров.

История и современность

Сегодня основной музейный комплекс Эрмитажа занимает несколько зданий на Дворцовой площади, а начиналось всё с Малого Эрмитажа — самого скромного по размеру. Его построил в 1766 году архитектор Юрий Фельтен для Екатерины II. В этих залах императрица устраивала вечеринки и спектакли под названием «малые эрмитажи». Здесь же она разместила первые экспонаты будущего императорского музея. 1764 год, когда императрица приобрела первую коллекцию, считается датой основания Эрмитажа. День рождения музей отмечает 7 декабря — в День святой Екатерины. С годами экспонатов становилось всё больше, поэтому в 1787 году Юрий Фельтен пристроил к первому музею Большой (Старый) Эрмитаж. В 1792 году здание усовершенствовал Джакомо Кваренги — он спроектировал новый корпус, где разместились Лоджии Рафаэля. На протяжении почти столетия увидеть императорские коллекции могли лишь избранные, так что Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (по-французски Ermitage — уединённое место, приют отшельника). Превратить галерею в публичный музей решился Николай I, он же значительно пополнил музейное собрание и повелел построить для него новый корпус — Новый Эрмитаж. Над проектом здания работал немецкий архитектор Лео фон Кленце. Воплощать его замыслы взялись Василий Стасов и Николай Ефимов. Обновлённый музей открылся для публики 5 февраля 1852 года. С приходом новой власти в 1917 году музею передали помещения Зимнего дворца Елизаветы Петровны с его роскошными интерьерами. На протяжение 150 лет здание Франческо Бартоломео Растрелли было императорской резиденцией. В годы Великой Отечественной войны работники Эрмитажа смогли сохранить его собрание невредимым. Две трети экспонатов эвакуировали на Урал, остальные спрятали на территории музея. Скульптуры погружали в ящики с песком, картины скручивали в рулоны и прятали в подвалах. Здесь, в подземном бомбоубежище, работники Эрмитажа жили в годы блокады, охраняя музейные реликвии. В 1988 году Эрмитаж получил восточное крыло Главного Штаба. Это грандиозное здание архитектор Карл Росси построил для административных нужд — здесь заседали царские министерства. К 250-летнему юбилею Эрмитажа в 2014 году Главный Штаб полностью отреставрировали и приспособили под музей. Обновлённые залы заняли полотна импрессионистов, переехавшие сюда из главного комплекса.

История коллекций

В основу будущего императорского музея легли полотна, привезённые Петром I из Европы, и коллекция картин берлинского купца Иоганна Гоцковского, которую тот собирал для прусского короля Фридриха II. Так Гоцковский решил рассчитаться с долгами перед российской казной. В 1769 году в Эрмитаж поступили шестьсот картин голландских, фламандских художников из собрания графа Генриха фон Брюля — первого министра при Августе III. Так в коллекции музея появилось полотно Тициана «Бегство в Египет», пейзажи Беллотто и другие шедевры. В 1772 году Екатерина приобрела для Эрмитажа собрание живописи барона Пьера Кроза, считавшееся лучшим в Париже после коллекции герцогов Орлеанских. Всего в Петербург привезли четыреста полотен западно-европейских мастеров XVI–XVIII века, включая Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса и Ван Дейка. Именно это поступление во многом определило будущий облик галереи. В 1779 году в Эрмитаж поступили шедевры из собрания Роберта Уолпола, британского премьер-министра, включая несколько картин Рембрандта и Ван Дейка. Это возмутило британскую общественность, но весьма обогатило коллекцию Эрмитажа. После революции в собрание музея также поступили экспонаты из Академии художеств и произведения, изъятые у частных коллекционеров, в том числе работы Сандро Боттичелли, Антониса Ван Дейка, Эжена Делакруа и Рембрандта. Однако не обошлось без потерь. Зимний дворец лишился Бриллиантовой комнаты — её убранство передали в Алмазный фонд Кремля. Часть полотен старых мастеров — Кранаха, Веронезе, Тициана, Рубенса и Рембрандта — получил московский Музей изобразительных искусств. Хуже всего пришлось музейщикам, когда советские власти решили продать часть коллекции, чтобы пополнить казну. Во время распродажи 1929-1934 годов музей лишился 48 шедевров — например, единственной картины Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Хальса, Боттичелли. В 1948 году закрылся Музей нового западного искусства, и право выбирать шедевры из его коллекций получили Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина. Сотрудники московского музея оказались консерваторами, поэтому Эрмитажу досталась большая часть авангардных полотен из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. В основном, картины импрессионистов и постимпрессионистов: Ван Гога и Дега, Пабло Пикассо и Анри Матисса. В 1990-е музей решил заполнить лакуны в собрании искусства XX века и приобрёл работы Мориса Утрилло, Руо, Хаима Сутина, Жоржа Руо и других художников, которые прежде не выставлялись в России.

Мифы и легенды

Во время блокады рядом с портиком Нового Эрмитажа прогремел сильный взрыв, и гранитные атланты чудом уцелели. О происшествии напоминают сколы на пальцах одной из фигур — их намеренно не стали реставрировать. Говорят, если потереть пальцы атланта, можно стать по-настоящему неуязвимым. Самый загадочный экспонат Эрмитажа — древняя мумия египетского жреца Па-ди-иста. В 2004 году смотрительница Египетского зала заметила странные метаморфозы на левом плече мумии. Сначала стала дёргаться мышца, а пару дней спустя, накануне новолуния, на ней появился нарост и стал передвигаться по руке. Неделю спустя опухоль исчезла сама собой. У этой легенды нет никаких доказательств, но, глядя на останки древней мумии, волей-неволей начинаешь верить в страшилки. В Египетском зале есть ещё один зловещий экспонат — статуя львиноголовой Сохмет, богини войны и жаркого солнца. По легенде однажды Сохмет разгневалась на египтян за то, что они перестали почитать бога солнца Ра, и решила убить их всех. Но милостивые боги пожалели людей и велели разлить перед Сохмет красное вино. Она приняла его за кровь, стала жадно лакать, захмелела и уснула, позабыв о коварных планах. Но, видимо, не навсегда. Сотрудники Эрмитажа уверяют, что каждый год на коленях богини появляется кровавая лужица, которая к утру высыхает. Говорят, кровь на ногах Сохмет предвещает неприятности для России. Последний раз явление видели в 1991 году. В Зимнем дворце хранится «восковая персона» Петра I — именно так скульптор Карло Растрелли назвал своё творение. Облик статуи в точности повторяет гипсовую маску, которую скульптор снял с лица царя ещё при жизни. На голове — парик из настоящих волос Петра, деревянное туловище одето в подлинный царский костюм. Получилось до жути достоверно, и среди посетителей ходят слухи, что восковой Пётр оживает по ночам. Царь встаёт с трона, кланяется непрошеным гостям и указывает пальцем на дверь — мол, пора и честь знать. В Эрмитаже живёт ещё один царственный призрак — Николая I. Перед сильными заморозками он любит побродить по тёмным коридорам Зимнего дворца. Узнать царя можно по военной выправке и высокомерной манере — с простолюдинами тот не здоровается.

Обязательно посмотреть

Потереть палец одного из атлантов с портика Нового Эрмитажа — на счастье. Подняться в музей по Иорданской лестнице работы Бартоломео Растрелли. Увидеть, как оживают часы «Павлин» — подарок Екатерине от князя Потёмкина. Их заводят по средам в 19:00 (зал 204). Увидеть шедевры Леонардо да Винчи — «Мадонна с Младенцем» и «Мадонна Литта» (зал 214). Посетить зал Рембрандта — здесь представлены 24 картины, это самое большое собрание работ художника за пределами Голландии (зал 254). Выделить отдельный день для осмотра коллекция импрессионистов в Главном штабе. Познакомиться с музейными котами на фестивале «День эрмитажных котов». Внештатные сотрудники ловили мышей в Эрмитаже еще при Елизавете II. Они покидали свой пост только в тяжёлые годы блокады, а сегодня вновь трудятся на благо искусство в эрмитажных подвалах.

Как добраться

Куда дальше?