Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Завод «Людвиг Нобель»

Легендарное предприятие по изготовлению оружия, двигателей и станков.

  • Экскурсии
  • Прогулки
  • 0+

Людвиг Нобель, отчаявшись спасти отцовский завод, провел процедуру банкротства. На вырученные деньги он решил начать с чистого листа. На Выборгской стороне стоял завод Ишервуда, который он сначала арендовал, а затем выкупил. Первоначально главной специализацией завода было чугунное и бронзовое литье, изготовление водопроводной арматуры (раковин, сифонов), батарей для отопления, чугунных печей Горни с водяным затвором. Завод обратил на себя внимание Артиллерийского ведомства и стал постоянным поставщиком. На завод посыпались заказы по изготовлению бомб и лафетов. Номенклатура продукции завода была безгранична, включала оружие, станки, двигатели – все благодаря изобретательству самого Людвига Нобеля. Производство постоянно расширялось, высокие зарплаты привлекали, а семья создавала для рабочих инфраструктуру, в том числе жилые дома, а позже и школу для детей рабочих. В 70-е годы, когда шло активное переоснащение армии, завод «Людвиг Нобель» получал большое количество заказов и активно рос. В это же время у Людвига и его брата Роберта появился новый интерес – нефтяная промышленность. После смерти Людвига Нобеля руководство предприятием взяли его сыновья Карл и Эммануил. Будучи уже тесно связанными с нефтяной промышленностью, Нобели решили взяться за производство дизельных двигателей. Выкупив у Рудольфа Дизеля лицензию на производство, Эммануил усовершенствовал конструкцию двигателя. «Русский дизель» мог работать уже на сырой нефти. Для улучшения быта был устроен зал для народных чтений рабочим, школа для их детей и библиотека. Для служащих завода вблизи него были выстроены 2-х, 3-х и 4-х этажные дома. Здесь за скромную плату служащие имели квартиры со всеми удобствами: ваннами, центральным отоплением и прочим. Дома отделялись друг от друга тенистыми садиками. В 1908 году на заводе были изготовлены два двигателя для первой в мире дизельной подводной лодки «Минога». Нобели навсегда покинули Россию в начале 1918 года. Их завод был национализирован, он получил название «Русский дизель». Сейчас многие корпуса завода в аварийном состоянии.

Как добраться

Куда дальше?