Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Исаакиевский собор

Самый крупный и вместительный православный храм Петербурга.

  • Открыто
  • Парадный Петербург
  • Прогулки
  • Музеи и выставки
  • Исторические экспозиции
  • 0+

Самое главное

Величественный собор преподобного Исаакия Далматского входит в мировой список самых больших купольных зданий. С 1928 года — работает в статусе музея. Совместно со Спасом на Крови и его ризницей составляет единый комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“». Кроме того, открыт для посетителей как храм, в котором ежедневно проходят богослужения. Работа касс и впуск посетителей прекращаются за 30 минут до закрытия музея.

Кому здесь понравится

Православным христианам. Охотникам за достопримечательностями. Любителям высотных смотровых площадок.

История создания

Царь-основатель Петербурга родился 30 мая 1672 года — в день, когда православные христиане поминают святого Исаакия Далматского. На тридцать восьмом году жизни Пётр I решил увековечить память о преподобном — построить церковь в его честь. Закладка произошла в 1710 году. Именно здесь спустя два года Пётр обвенчался с Екатериной I. В 1717 году деревянную церквушку разобрали и начали строить на берегу Невы новую — из камня. Строение возводили в течение 30 лет. Неверные инженерные расчёты привели к размытию фундаменту, и постройку не удалось завершить. Реализовать грандиозный план Петра попытались в третий раз — в 1768 году по инициативе Екатерины II. Почти получилось: новое здание по проекту зодчего Антонио Ринальди возвели ближе к Сенатской площади. Однако в судьбе храма наступила затяжная пауза после смерти императрицы. Павел I, её сын, распорядился использовать мрамор для украшения собственного замка — Инженерного. А Исаакиевский наспех достроили из кирпича. Четвёртая — финальная — веха в истории собора наступила только в XIX столетии при Александре I, который дважды объявлял конкурс на лучший проект перестройки собора, но так и не выбрал победителя. В итоге император заинтересовался кандидатурой молодого французского архитектора Огюста Монферрана — чтобы впечатлить государя, Огюст подготовил аж 24 разнообразных проекта. Император чертежи одобрил и назначил Монферрана главным архитектором, который полностью перестроил Исаакиевский — от предыдущего собора сохранилась лишь алтарная часть. Работы продолжались 40 лет — с 1818 по 1858 годы. Готовое здание стало последним — настолько крупным — архитектурным образцом русского классицизма и разительно отличалось от традиционных православных храмов. Внешний вид напоминал, скорее, европейские шедевры. Это вызывало противоречивые ощущения у современников. Одни говорили об Исаакиевском как о «самой прекрасной церкви нашего времени», другие называли его непропорционально огромным и даже карикатурным из-за непривычного расположения звонниц по углам здания. С 1858 по 1928 год собор относился к Санкт-Петербургской епархии и работал в статусе кафедрального.

XX век и современность

В 1928 году храм превратился в «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“». Первая экспозиция знакомила посетителей с историей строительства собора, рассказ сопровождался демонстрацией рисунков, документов, моделей и прочих материалов. Апрель 1931 года связан с появлением в здании Государственного антирелигиозного музея. Событие было ознаменовано установкой в зале бронзового маятника Фуко. Конструкция держалась на нити длиной 98 метров и весила 54 килограмма. Устройство функционировало до 1986 года и экспериментальным путём доказывало вращение Земли. Из-за неисправности подъёмного механизма маятник был демонтирован и убран в подвал, где хранится до сих пор. В 1937 году музей перепрофилировали в историко-художественный и присвоили ему статус памятника. С 1963 года здание представляло собой филиал Государственного музея истории Ленинграда, с 1969 — стало отдельным музейным комплексом. Церковные службы возобновились здесь лишь в 1990 году, сегодня — проходят ежедневно. Однако собор не работает как самостоятельный объект, а относится к Государственному музею-памятнику.

Снаружи и внутри

Собор возвели в соответствии с передовыми инженерными технологиями — размах работ до сих пор потрясает воображение. Общая площадь объекта составляет 10 тысяч квадратных метров, пространство одновременно вмещает до 14 тысяч человек. Фундамент держится на 10 762 сваях. Снаружи храм украшен 112 монолитными гранитными колоннами высотой 17 метров и весом от 64 до 114 тонн. К слову, специально для установки была разработана оригинальная система блоков и рычагов, модель которой сегодня можно увидеть внутри собора. Первоначально с наружной стороны собор был облицован рускеальским мрамором светло-серого цвета. Во время реконструкции конца XIX столетия разрушенные плиты заменили мрамором бардиллио: очень твёрдым, бело-красноватым мрамором из Флоренции. Внутреннее пространство облицовано белым итальянским мрамором и другими видами этой горной породы. Диаметр купола — 25,8 метра, для золочения использовано 100 килограмм золота. Говорят, что все мастера, которые первоначально выполняли золочение, погибли, так как процесс предполагал обильное использование ртути. На высоте 43 метров над землёй разместилась колоннада — чтобы подняться сюда, придётся преодолеть 200 крутых винтовых лестниц и один узкий проём. Вокруг барабана купола разместились 24 колонны длиной 14 метров и массой до 67 тонн, а в самом барабане — 12 гигантских окон. Интерьер отделан 400 килограммами золота, 1000 тоннами бронзы, 16 тоннами малахита, 50 килограммами лазурита и другими ценными минералами. Зал дополнен 350 статуями, скульптурными группами и рельефами на библейские темы. Здесь представлено 150 живописных произведений выдающихся живописцев (Шебуева, Брюллова, Бруни и других) и 60 мозаичных работ русских мастеров. В качестве украшения главного алтаря использован редкий для православных храмов декоративный элемент — витраж площадью 28 квадратных метров с изображением Христова воскресения. Площадь плафона (внутреннего пространства купола) — 800 квадратных метров. Его украшают росписи Карла Брюллова, которые посвящены Богоматери. Пожалуй, главным символом собора можно назвать голубя, который парит под самым куполом и символизирует образ Святого Духа. Вес скульптуры — 84 килограмма, длина от клюва до хвоста — 165 сантиметров, размах крыльев — 206 сантиметров. Снизу голубь кажется крошечным, даже нарисованным, — потому, что находится на высоте 86,5 метров. Медная фигура с серебряным покрытием выполнена мастером Иваном Дылевым в середине XIX века.

Легенда о Монферране

Однажды Огюсту Монферрану, главному архитектору Исаакия, предсказали скоропостижную кончину — как только собор будет готов. Ходили слухи, что стройка именно поэтому затянулась на 40 лет. Во время торжественного открытия императора Александра II разгневало, что среди изображений святых, которые склоняют головы перед преподобным Исаакием, он увидел портрет самого Монферрана, гордо стоящего с макетом собора в руках. Государь прошёл мимо архитектора молча и не подал тому руки. Монферрана это настолько расстроило, что он не дождался освящения собора и ушёл с церемонии, а спустя месяц — из жизни. Последняя воля архитектора — быть похороненным под стенами собора — не была исполнена. Александр II не позволил. Тело Монферрана перевезли в Париж, но напоследок (в память об усопшем) гроб всё же обнесли вокруг собора.

Экскурсионные программы

Вниманию посетителей представлены различные экскурсионные программы, в том числе выездные. С конца апреля по конец сентября проходят вечерние музейные программы — с 18:00 до 22:30. С 1 мая по 30 сентября для посетителей каждый день открыта колоннада — работает в дневном и вечернем режимах. С 1 октября по 30 апреля каждую третью среду месяца колоннада закрывается на выходной день.

Как добраться

Куда дальше?