Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Крейсер Аврора

Корабль-музей и плавучий символ Октябрьской революции, прошедший три войны.

  • Открыто
  • BEST-30
  • История и быт
  • Наука и техника
  • Музеи и выставки
  • 0+

Кому понравится

Тем, кто интересуется историей революции. Тем, кто хочет увидеть устройство корабля изнутри.

Самое главное

В 1897 году в ангарах «Нового Адмиралтейства» построили три «систершипа» — «Аврора», «Паллада» и «Диана». Изначально ничто не предвещало кораблю будущей славы — всё решила цепь судьбоносных случайностей. В 1905 году «Аврора» одна из немногих уцелела в разгромном для Росcии Цусимском сражении. В 1910 году «авроровцы» получили славу спасителей во время стихийных бедствий — за помощь во время Мессинского землетрясения, пожаров в Италии и Испании. Важная историческая роль долгое время спасала крейсер от утилизации: принято считать, что холостой выстрел из носового орудия «Авроры» стал сигналом к началу революции. Крейсер участвовал в Первой мировой и Великой Отечественной войнах. В 1948 году «Аврору» пришвартовали у Петроградской набережной для нужд Нахимовского училища, а в 1956 году здесь открыли филиал военно-морского музея. Внутри корабля восстановлены исторические интерьеры. В коллекции музея — редкие документы, фотографии и подлинные артефакты того времени.

Что внутри

На борту «Авроры» сейчас филиал Центрального военно-морского музея. В матросских кубриках, офицерских каютах и корабельной церкви восстановили исторические интерьеры. Посетители могут наглядно увидеть, как был устроен быт экипажа «Авроры» на рубеже XIX–XX веков. На месте бывшего карцера и службы боцманской команды сегодня открыта выставка художников-маринистов, у носовой переборки — диорама об истории революционной эскадры во главе с крейсером «Аврора». В коллекции музея — редкие документы, фотографии и подлинные артефакты того времени, по которым можно проследить историю крейсера со дня постройки.

История и современность

Корабль начал свою историю в ангарах «Нового Адмиралтейства». Под эгидой общества Франко-русских заводов здесь построили три «систершипа» — «Аврора», «Паллада» и «Диана». В случае войны они должны были стать истребителями торгового флота. Изначально ничто не предвещало кораблю будущей славы. Однако всё решила цепь судьбоносных случайностей. В 1905 году «Аврора» одна из немногих уцелела в разгромном для Росcии Цусимском сражении. Во время заграничного плавания в 1910 году крейсер прибыл к берегам Италии, чтобы получить золотую медаль за помощь во время крупнейшего в истории Европы Мессинского землетрясения 1908 года. И надо же такому случиться, что в день прибытия «Авроры» за наградой Мессину охватил пожар. Русские моряки вновь первыми пришли на помощь. А через восемь дней, пришвартовавшись в испанской Малаге, экипаж принялся тушить очередной пожар на своём пути. «Авроровцы» получили славу спасителей во время стихийных бедствий, а в качестве награды увезли с собой 1800 апельсинов и столько же лимонов. Во время Первой мировой уже пожилое по тогдашним меркам судно активно сражалось на Балтийском море в составе второй бригады крейсеров. Принято считать, что сигналом к началу революции стал холостой выстрел из носового орудия «Авроры». Однако мнения историков на этот счёт расходятся. По воспоминаниям экипажа, стреляли для того, чтобы предупредить остальные корабли в акватории Невы. А настоящий сигнал к началу штурма дали орудия Петропавловской крепости, причём выпущенные из них снаряды пробили окна Зимнего дворца, где заседало Временное правительство. И всё же на этом участие «Авроры» не закончилось. Именно с палубы крейсера прозвучало знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Несмотря на причастность к революционным событиям, по сроку службы «Авроре» грозила утилизация. Но тут грянула Великая Отечественная. Бортовые орудия, а затем и экипаж списали на берег, сам корабль вошёл в состав ПВО. Полузатопленный крейсер не сдался врагу и продолжал нести вахту под обстрелами до конца блокады Ленинграда. В 1948 году «Аврору» пришвартовали у Петроградской набережной для нужд Нахимовского училища, а в 1956 году здесь открыли музей. В 1984 году в ходе масштабного ремонта подводную часть крейсера заменили на современный сварной корпус. И всё же основная видимая часть судна — это та самая «Аврора», спущенная на воду в 1900 году. Сегодня «Аврора» — единственный дважды орденоносный корабль в морской истории России, а ещё — это самый старый военный корабль в отечественном флоте, сохранивший свой статус.

Обязательно посмотреть

Открыточный вид на крейсер и Нахимовское училище с Пироговской набережной. Зал №1 на месте жилого блока. Восстановленные интерьеры матросских кубриков и офицерских кают.

Как добраться