Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Цирк на Фонтанке

Первый каменный стационарный цирк России

  • Парадный Петербург
  • Представления для детей
  • Места для детей
  • Для всей семьи
  • Шоу
  • Цирк
  • 0+

Самое главное

Здание называют по-разному: Большим Санкт-Петербургским Государственным цирком, Цирком на Фонтанке, Цирком Чинизелли. Открытие состоялось 26 декабря 1877 года по инициативе Гаэтано Чинизелли — представителя итальянской цирковой династии. Купол нового здания пролётом 49,7 метров возведён без единой внутренней опоры — впоследствии инновационную технологию стали использовать в других странах. Зал вмещал 5000 зрителей. Фееричные представления часто посещали Александр Блок, Фёдор Шаляпин, Александр Куприн и другие известные люди. Писатель Дмитрий Григорович под впечатлением от визитов создал повесть «Гуттаперчевый мальчик». Здесь началась карьера братьев Дуровых, основателей русской школы дрессировки. С 1919 года цирк находится в ведении государства. В 1928 году появился Музей циркового искусства. Сегодня собрание насчитывает 130 тысяч экспонатов. Последнюю глобальную реконструкцию здания провели в 2014–2015 годах.

Кому здесь понравится

Родителям с детьми. Любителям цирковой эстетики.

История создания

Цирки в деревянном исполнении существовали в Петербурге задолго до появления здания на Фонтанке. Наиболее популярным считался временный конно-гимнастический цирк на Манежной площади, открытый предпринимателем Карлом Гинне. Гинне передал управление зятю — Гаэтано Чинизелли, наезднику и дрессировщику родом из Италии. Гаэтано смекнул, насколько успешно подобное предприятие, выдвинул идею о создании первого каменного стационарного цирка и не прогадал. Говорили, что выгодное место на набережной реки Фонтанки Чинизелли получил благодаря обаянию и находчивости своей дочери, которая смогла убедить Александра II в важности проекта. Территория под строительство объекта была выделена в 1875 году. Плату за долгосрочную аренду земли император назначил небольшую, но договорился с Чинизелли, что тот обустроит Инженерный сквер за свой счёт.

Внутри и снаружи

Эклектичное сооружение, в облике которого сочетаются мотивы ренессанса и барокко, возвели по проекту архитектора Василия Кенеля. Первое представление прошло 26 декабря 1877 года. Здание примечательно контрастами: цилиндрической формой и прямоугольным ризалитом, классическими строгими линиями и пышным убранством. Проёмы арочных окон заняли скульптуры муз: Мельпомены — по центру, Эвтерпы — с левой и правой стороны, Эрато — по бокам ризалита. Центром стал купол диаметром 49,7 метра, который держится без единой внутренней опоры. Сетчато-ребристую конструкцию разработали инженер Отто Крель и архитектор Рудольф Бернгард. Фойе и зрительный зал впечатляли роскошью — в оформлении использовались золочёные и лепные элементы, бархатные ткани малинового цвета, зеркала. Освещалось пространство огромными газовыми люстрами. Зрительный зал имел чёткое разделение по классовой принадлежности. Сидячих мест было всего 1200, но благодаря галёрке здесь могли разместиться до пяти тысяч человек. Главным украшением интерьера была царская ложа — за пятой слева дверью на фасаде ризалита.

Первые представления

В XIX веке билеты в цирк стоили больше, чем в императорские театры, однако проект имел успех. Гаэтано Чинизелли постоянно представлял публике новинки: приглашал европейские труппы, задействовал звёздных артистов, демонстрировал технические достижения. В 1892 году, например, публику развлекали водяной пантомимой, для которой были сооружены водные каскады, фонтаны. Для того времени — небывалый размах. После кончины Гаэтано в 1881 году цирк возглавила Вильгельмина, вдова. А в 1886 году управление перешло к сыну — Сципионе.

Советский период и современность

При большевиках частное предприятие стало государственным. Семья Чинизелли эмигрировала во Францию и закончила жизнь в нищете. В 1924 году пост директора — первого в СССР — занял Вильямс Труцци, представитель итальянской цирковой династии. В 1930 году открылась экспериментальная мастерская, где разрабатывались новые цирковые программы. Творческая деятельность труппы прервалась в годы Великой Отечественной войны. Возрождение произошло в 1944 году. В 1960-х годах была проведена масштабная реконструкция: появилась надстройка в виде одноэтажной галереи, добавились фойе и гардеробы, пропали перегородки между секторами зрительного зала, возникла разноцветная надпись «ЦИРК» снаружи. С 1992 года цирк курируется Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. С 2001 года территорию перед входом украшает фигура «Цирк приехал», которую городу подарил скульптор Арсен Аветисян. В 2015 году здание открылось после глобальной реконструкции.

Музей циркового искусства

1928 год связан с открытием Музея цирка и эстрады. Инициатором выступил Василий Андреев — педагог, учёный из Театрального музея. Сегодня на первом этаже работают экспозиция «Сон Гаэтано Чинизелли» и сувенирная лавка, на втором — выставка «Краски манежа». Всего представлено 130 тысяч артефактов. Посетители цирковых шоу могут бесплатно побывать в музее. Экскурсионное обслуживание возможно только по предварительной записи. Также билеты продаются отдельно. Цены указаны на официальном сайте.

Гостиница

У цирка имеется собственная гостиница: находится в доме № 6 по Инженерной улице. В двух корпусах трёхэтажного строения размещено сорок номеров — от эконом-класса до люкса.

Как добраться

Куда дальше?