Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Медный всадник

«Медный Всадник» получил такое название с лёгкой руки Александра Пушкина и благодаря одноимённой поэме, на самом же деле статуя выполнена из бронзы. Это первый памятник в России, установлен он по приказу Екатерины Великой. Постамент украшает латинская надпись-посвящение: «PETRO primo, CATHARINA secunda, MDCCLXXXII (Петру Первому, Екатерина Вторая, лета 1782). Сегодня «Медный всадник» входит в топ достопримечательностей Петербурга. Здесь встречаются туристические группы, фотографируются молодожёны, а ещё отсюда отлично видны праздничные салюты.

  • Парадный Петербург
  • Прогулки
  • BEST-30
  • Памятники и арт-объекты
  • 0+

Кому будет интересно

Охотникам за достопримечательностями. Любителям городской скульптуры и красивых закатов.

Самое главное

Изначально Екатерина II планировала поместить на Сенатской площади собственное изваяние. Скульптора Этьена-Мориса Фальконе императрице посоветовал французский просветитель Дэни Дидро. Голову Петра вылепила ученица Фальконе, Мари-Анн Колло, а змеёй занялся русский скульптор Фёдор Гордеев. Камень для оригинального постамента искали по объявлению в газете, а нашли в Конной Лахте. За транспортировкой Гром-камня следили даже в Европе — история не знала ничего подобного со времени строительства египетских пирамид. Из-за того, что отливка скульптуры затянулась, императрица рассорилась с Фальконе. Скульптор уехал в Париж, так и не дождавшись установки памятника. «Медный всадник» стал его последним произведением.

Историческая справка

Изначально императрица планировала поместить на Сенатской площади собственное изваяние, но в итоге решила увековечить своего великого предшественника Петра I — к столетию его восшествия на престол. Для этого нужен был настоящий мастер своего дела, поэтому Екатерина обратилась за советом не к кому-нибудь, а к французскому просветителю Дэни Дидро, с которым нередко переписывалась. Тот посоветовали Этьена-Мориса Фальконе. К 50 годам парижский самородок уже довольно долго проработал на фарфоровом заводе и только и ждал возможности наконец взяться за сильную и монументальную работу. Он приступил к делу в 1766 году, а спустя четыре года была готова гипсовая модель памятника в натуральную величину. Камень для оригинального постамента искали по объявлению в газете. Откликнулся обычный крестьянин, который отыскал в Конной Лахте валун под названием Гром-камень. Работы по его транспортировке длились почти год, за ними следили не только в Петербурге, но и в Европе — ведь на тот момент история не знала ничего подобного со времени строительства египетских пирамид. Глыбу весом в 2400 тонн водрузили на платформу, а вместо колёс использовали медные шары, которые двигались по желобам деревянных рельсов. Многие наблюдатели собирали осколки на пути Гром-камня, делали из них набалдашники на трости, запонки и другие памятные сувениры. После этого скалу поместили на баржу и везли далее по Финскому заливу, а сотни каменотёсов в это время придавали ей необходимую форму. Самые деятельные участники работ получили от императрицы награду «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770». Во время отливки в бронзе скульптура была частично испорчена, и её восстановление заняло ещё несколько лет. Екатерина с восторгом приняла итоговый вариант памятника, однако по её мнению сроки непростительно затянулись. Императрица рассорилась с Фальконе, и тот уехал в Париж, так и не дождавшись установки памятника в 1782 году. И всё же, после его торжественного открытия скульптор получил памятные монеты с благодарностью Екатерины II. «Медный всадник» стал его последним произведением.

Задумка скульптора

Мастер с головой погрузился в биографию Петра, изучал архивы и мемуары, общался с современниками царя и даже ночевал в его Летнем дворце. По замыслу Фальконе император должен был предстать не самодержцем и не полководцем, а благодетелем своей страны. Эта идея воплощается в фигуре наездника, взбирающегося на высокий утёс назло всем трудностям и неприятелям. В распоряжение скульптора предоставили двор временного Зимниего дворца, деревянный постамент, гвардейского офицера и двух скакунов орловской породы из императорских конюшен. По несколько часов в день наездник взбирался на помост, как можно дольше удерживая лошадь на дыбах, а Фальконе тщательно зарисовывал увиденное. Одна деталь скульптору никак не давалась — он представил императрице несколько эскизов головы Петра, и ни один не был одобрен. В итоге эту часть вылепила его ученица, Мари-Анн Колло, а змеёй занялся русский скульптор Фёдор Гордеев. У монумента было всего три точки опоры, поэтому он должен был быть полым, причём со стенками разной толщины. Работа настолько тонкая, что от неё отказывались даже заграничные литейщики. В итоге за дело взялся пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Во время первой отливки лопнула труба, и Хайлов с риском для жизни вручную направлял раскалённую бронзу в форму, чем навсегда завоевал сердечную привязанность Фальконе. В память о литейных работах, растянувшихся на восемь лет, скульптор оставил на одной из складок плаща Петра I надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778 года».

Мифы и легенды

Этьен-Морис Фальконе, вдохновлённый проектом будущего памятника, глубоко проникся личностью Петра I. Для полного погружения в тему он якобы ночевал в государевой спальне Летнего дворца. По легенде здесь скульптору явился призрак Петра. Тот решил устроить скульптору экзамен и всю ночь задавал ему каверзные вопросы. Однако Фальконе хорошо изучил предмет и оставил о себе благотворное впечатление, получив от духа благословение на работу. Ещё одна легенда, в которой упоминается призрак Петра, связана с Павлом I. Эту историю император сам рассказал придворным за ужином. Как-то раз, прогуливаясь с князем Куракиным, Павел увидел таинственную фигуру в тёмном плаще. Незнакомец обратился к нему со словами: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!». Призрак сопровождал приятелей до Сенатской площади, а затем исчез со словами «Прощай, Павел. Ты снова увидишь меня здесь». По воспоминаниям баронессы фон Оберкирх, спустя некоторое время император получил письмо, которое не на шутку его испугало. Это было приглашение на открытие памятника Петру — на том самом месте, где они распрощались с призраком. Самый популярный миф связал судьбу обычного майора и Александра I. Во время Отечественной войны 1812 года император планировал эвакуировать памятник Петру I и выделил на это баснословную сумму — три тысячи рублей. В это время приёмную князя Голицына, близкого друга царя, начал осаждать безвестный офицер по фамилии Батурин. По рассказам майора, ему каждый день снился один и тот же сон: основатель Петербурга сходит с постамента, а затем верхом отправляется прямиком во двор Каменноостровского дворца. Здесь Пётр встречает Александра I и отчитывает его такими словами: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Это видение показалось майору пророческим, а потому он счёл своим долгом достучаться до царя. Голицын передал рассказ Александру I, и тот, впечатлившись, решил оставить монумент на месте. С этих самых пор за «Медным всадником» закрепился титул хранителя Петербурга. Он пережил две войны и революцию, оставшись невредимым. Во время немецкой оккупации ленинградцы верили, что город не будет сдан, пока стоят на месте памятники великим полководцам: Кутузову, Суворову, Барклаю де Толли и Петру I. Так оно и вышло.

Обязательно посмотреть

По замыслу архитектора Фальконе вокруг памятника не должно быть ограды, поэтому сейчас все подступы к нему открыты. Однако это вдохновляет вандалов: они вырезают на постаменте свои инициалы, взбираются на памятник ради эффектных фотографий. Самая «находчивая» компания даже попыталась пожарить шашлыки под копытами всадника. Сейчас городская администрация всерьёз задумывается о том, чтобы восстановить некогда существовавшую на этом месте ограду. Так что спешите полюбоваться Гром-камнем вблизи, пока есть возможность. Но не забывайте важное музейное правило — «экспонаты руками не трогать».

Как добраться

    Куда дальше?