Умный навигатор по местам, событиям и туристическим маршрутам Петербурга

Московский вокзал

Пассажирский терминал главной железнодорожной станции Петербурга.

  • Прогулки
  • 0+

Самое главное

Московский вокзал — наряду с Ладожским, Витебским, Финляндским, Балтийским — образует систему железнодорожного сообщения Петербурга. Вокзал возвели в 1851 году и назвали Никольским — в честь Николая I. Архитектурный проект был разработан и реализован Константином Тоном. В строительстве участвовал и Рудольф Желязевич, создатель Ленинградского (в ту пору — Петербургского) вокзала в Москве. Строения именуют «близнецами», однако ряд отличий всё же имеется. Двухпутная железная дорога стала первым инженерным сооружением в России и крупнейшим — в мире. Перевозки пассажиров стартовали в 1851 году. Удовольствие было не из дешёвых, поэтому часто люди путешествовали в товарных вагонах и даже на открытых платформах. С 1924 года вокзал назывался Октябрьским, с 1930 — Московским. Сегодня считается объектом культурного наследия народов России.

Кому здесь понравится

Путешественникам. Любителям старинных зданий.

История создания

Инициатором строительства магистрали между Петербургом и Москвой был Николай I. Реализация проекта началась в 1843 году под руководством инженеров Павла Мельникова, Николая Крафта, Андрея Готмана. В 1847 году была успешно осуществлена пассажирская перевозка по первому готовому участку — из Петербура в Колпино. В 1851 году состоялся рейс в Москву: в августе — для императорской семьи, в ноябре — для граждан. К слову, по началу Николай I опасался новшества и пешком переходил железнодорожные мосты. В дальнейшем, чтобы попасть в Первопрестольную, следовало подать в полицию специальное заявление и предоставить паспорт. Билет человек получал сразу после подтверждения личности и оплаты, а документ — только после окончания поездки. Вокзал также открыли в 1851 году. Здание выполнили в стиле западноевропейской ратуши эпохи ренессанс, часовую башню разместили над главным входом. Пост начальника занял Николай Миклуха — отец путешественника Николая Миклухо-Маклая. Вокзал постоянно расширялся в связи с увеличением потока пассажиров и транспорта — в 1912 году объявили конкурс на лучший проект нового здания. Победил архитектор Владимир Щуко, однако строительство застопорилось из-за Первой мировой войны. Впоследствии первозданный комплекс так и остался главным.

Советский и постсоветский периоды

С 1923 года Николаевский вокзал стал именоваться Октябрьским, с 1930 года — Московским. 1931 год связан с отправлением в Москву «Красной стрелы» — первого фирменного поезда. Во время Великой Отечественной войны отсюда эвакуировали жителей, заводское оборудование, музейные экспонаты. В 1949–1951 годах — в ходе глобальной реконструкции — полезная площадь здания увеличилась на две тысячи квадратных метров, появилось центральное отопление. Главный вестибюль украсили лепным фризом с указанием даты открытия вокзала и панно с революционными сюжетами авторства выпускников Училища имени Мухиной. Стены и колонны облицевали серым мрамором. В 1950–1960-х годах произошла электрификация; были построены подземные переходы до станции метрополитена «Площадь Восстания» и выходы в город; открылся Световой зал площадью 2700 квадратных метров, в центре которого установили памятник Ленину авторства Льва Месса. В 1970-х между перронами и Световым залом соорудили алюминиевый 250-тонный навес площадью 1200 квадратных метров. В 1993 году фигуру Ленина заменили бюстом Петра I авторства Альберта Чаркина и Владимира Оленева, торцевую стену вестибюля дополнили надписью «Санкт-Петербург» и гербом. В начале 2000-х годов вокзал снова реконструировали и оснастили автоматизированными системами, а также перекрасили зелёный фасад в исторический — розово-бежевый — цвет.

Вокзал сегодня

Ежедневно с Московского вокзала отправляются 15 тысяч пассажиров в дальнем сообщении и 28 тысяч — в пригородном. Здесь — 11 железнодорожных путей и 6 платформ. Наиболее популярным направлением считается Санкт-Петербург – Москва. Благодаря скоростному «Сапсану» до столицы можно добраться за 3 часа 45 минут. Внутри пассажирского терминала расположены залы ожидания, многочисленные кафе и магазины, медпункт. Продумана инфраструктура для маломобильных групп населения. Бесплатно можно получить услуги информационно-справочного бюро, платно — отдохнуть в комнате длительного пребывания, воспользоваться туалетной комнатой, оставить в камере хранения ручную кладь и багаж, арендовать зал для деловой встречи, припарковать автомобиль на выделенной стоянке, отправить видеовесточку. Полный список дополнительных услуг представлен на официальном сайте.

Голубь мира

В 2005 году на вокзале установили бронзовый арт-объект «Голубь мира» скульптора Заира Абашвили. Птица высотой 45 сантиметров установлена в честь шестидесятилетия Великой Победы и символизирует благую весть о завершении Второй мировой войны. Голубь находится под центральным сводом Мраморного зала. В клюве — оливковая ветвь, в лапках — свиток, размах крыльев — 60 сантиметров. На высоте семи метров фигуру удерживают три золочёные цепи.

Как добраться

    Куда дальше?